«Блюда этой страны наполнены невероятно богатым и уникальным использованием трав и специй, таких как кинза и сухие ноготки, которые используются в комбинациях, несвойственных другим кухням…» Именно так о грузинской кухне отзывается популярное американское интернет-издание Thrillist, упоминая о том, что кухня Сакартвело вошла в пятерку лучших кухонь мира. И действительно: грузинская кухня благодаря своей самобытности завоевала невероятную популярность за рубежом. Приводим для вас самые интересные выписки из иностранных СМИ о блюдах Грузии.
«Многие американцы влюбляются в грузинскую еду после того, как попробуют хачапури или хинкали. Для меня же навязчивая идея началась с такого скромного блюда как тушеная фасоль, которую в Грузии называют лобио», – пишет журналист The New York Times Мелисса Кларк.
С лобио Мелиссу познакомила её подруга, которая вернулась из Грузии и с восторгом отозвалась о местных бобах: «пятнистая красная фасоль, сваренная до бархатистой мягкости и размятая в пюре с острым сырым чесноком, обжаренным луком и вкусной горной травой».
Добавим, что вообще лобио – это общий термин, обозначающий фасоль в любом ее виде. Но за рубежом это слово чаще означает грузинское блюдо, причём очень вкусное, наваристое и сытное. Лобио может выступать как отдельным блюдом, так и подаваться в дополнение к другим.
«В Грузии тушеные бобы (обычно в глиняных горшочках) традиционно подаются с мчади – лепешками из кукурузной муки и свежего белого сулугуни».
Кстати, в Сакартвело лобио имеет статус абсолютно повседневного блюда, причём когда хотят сказать о чём-то лёгком в достижении, говорят так: «просто как лобио».
В своей статье журналист Кара Элдер знакомит читателей с экзотикой из Грузии – ярчайшей аджикой: «Тунис имеет свою харису, Луизиана имеет свой Кристалл, а у Грузии есть аджика». Элдер пишет, что настоящую аджику можно попробовать только в Мегрелии и Абхазии, именно эти два региона оспаривают права на создание этого соуса.
Насыщенный темно-красный цвет аджике придаёт красный жгучий перец – главная составляющая аджики. Многие ошибаются, думая, что красный цвет приправе придают помидоры. Ценители традиций уверяют: в аджике не должно быть помидоров! Приправа универсальна и подходит практически любому блюду. Её едят с отварным мясом, сыром, овощами, добавляют в соусы и бобы.
«Благодаря популярности грузинской кухни в США, аджику уже можно попробовать и здесь», – пишет Элдер, приводя в пример нью-йоркский ресторан «Supra». Шеф-повар ресторана Малхаз Маисашвили сам готовит аджику нескольких видов.
«Хачапури – это грузинское национальное блюдо из сыра, история которого насчитывает столетия, но гибрид пиццы и фондю до сих пор еще никогда не был так популярен в Нью-Йорке. Не так давно это блюдо вышло за пределы традиционных грузинских ресторанов и попало в бар и бранч-меню различных кухонь», – говорится в материале.
Несмотря на разнообразие рецептов, в статье речь идёт именно об аджарули: «аджарский хачапури – это тесто в форме лодочки, заполненное расплавленным сыром, в который можно макнуть оторванную корочку, и подается все это с яичным желтком и щедрым куском сливочного масла, которые смешиваются при подаче».
Считается, что форма лодочки придумана прибрежными жителями, моряками и рыболовами, которые населяют регион Аджария. Этот хачапури олицетворяет собой солнце, которое закатывается в море.
По данным Eater, этот гастрономический тренд не смог обойти и известный шеф-повар Джон Фрейзер. После того как два его ресторана были отмечены звездами Мишлен, Фрейзер открыл фуд-бар в богемном манхэттенском Ист-Виллидж, где подают бургеры, луковые кольца и аджарский хачапури.
«Хачапури выстрелил в Instagram. Если вы хотите набрать лайков, то на него всегда можно положиться», – подметил Фрейзер.